вторник, 17 июня 2014 г.

Включаем мозги


ВКЛЮЧАЕМ МОЗГИ


“Поистине, в творении небес и Земли [которые волею Аллаха (Бога, Господа) появились из ничего и без изначального образца и примера], в том, что ночь сменяется днем [кстати, изучая этот сложнейший процесс, только глупец может не удивиться совершенству механизма смены дня и ночи], есть знамения [указывающие на существование Творца всего этого, но заметны и очевидны они только] для обладающих разумом” (Св. Коран, 3:190).
            “…И знайте, что наилучшей провизией является набожность [воспитанность человека, его поведение, духовность, соответствие дел и поступков Божьему слову. Человек, обладающий этими чертами, качествами, нигде (с благословения Всевышнего) не пропадет]. Обладатели разума! (О думающие и размышляющие!) Будьте набожны [верны, правильны в устремлениях, поступках] предо Мною [призывает Господь миров, Творец всего и вся]” (см. Св. Коран, 2:197).
“В повествованиях [о пророках и посланниках Божьих], несомненно, есть полезный урок (назидание; смысл) для людей разумеющих” (см. Св. Коран, 12:111).
“Разве можно сравнить того, кто поверил в правдивость ниспосланного тебе [Мухаммад] от Господа (кто понял это, осознал), с тем, кто слеп [сердцем, душою, разумом]?! Анализируют [вовремя вспоминают о важном и нужном] обладатели разума [они им управляют и руководят, придавая жизни смысл и последовательность, а не используют интеллект в оправдание безбожия, язычества либо грехов; кстати, умелое управление разумом помогает им не впадать в зависимость от слабостей или эмоций]” (Св. Коран, 13:19).
“Книга, ниспосланная Нами [говорит Господь миров] тебе [Мухаммад, как заключительному Божьему посланнику] полна Божественной благодати (благословенна), дабы [люди] размышляли над ее знамениями (вчитывались, вдумывались) [в смыслы строк этой Священной Книги]. [Она полна Божественной благодати, мудрости] дабы черпали из нее наставления те, кто владеет разумом[1] [много и разного читая, заучивая, стараясь понять прочитанное и почувствовать отклик в душе; кто владеет разумом, изучая разные культуры и языки[2], пробивая новые нейронные пути[3], чтобы со всех сторон наблюдать красоту и величие коранических смыслов, да и жизни в целом, дабы мудро наставлять себя, стать живым примером для других[4] и изменяться в лучшую сторону до самой смерти[5]]”[6] (Св. Коран, 38:29).
“[Заслуживающие радостной вести — это в том числе те] кто внимательно слушает слово (речь)[7] [находится в постоянном поиске мудрости[8], наставления, назидания] и следует лучшему[9] [внедряет его в свою повседневную практику, прикладывая интеллектуальные, эмоциональные и физические усилия, а это нелегко]. Они те, кому Господь дал благословение [по итогу их усилий и стараний] следовать верному пути. Они — обладатели разума” (Св. Коран, 39:18).
“Мы [говорит Господь миров, оповещая проницательных людей об одном из правил мироздания] возносим на уровни [степени духовного, интеллектуального или иного благосостояния и влияния] тех, кого пожелаем. И [помните же, о люди] над любым знающим [всегда] есть [еще более] знающий!” (см. Св. Коран, 12:76).
И в заключение напомню, что в Коране есть очень важная молитва, с которой верующему следует чаще обращаться к Богу: “Раббии, зиднии ‘ильма” [Господи, приумножь мои знания (мое понимание происходящего вокруг, навыки применения знаний)!]” (см. Св. Коран, 20:114).

*

         Господь миров в Священном Коране многократно призывает людей пользоваться разумом, думать, умнеть, просвещаться. Что может помочь нам стать и оставаться разумеющими, думающими, эффективно использующими такой бесценный Божий дар, как разум? За последние два десятка лет, за время активного развития нейробиологии, появилось немало полезной информации на этот счет. Приведу несколько научно обоснованных практических рекомендаций.
           (1) Упорная умственная работа сказывается на содержимом головы так же, как и суровая тренировка сказывается на мышцах: мозг устает до боли. Кстати, именно такой подход способствует созданию новых нейронных путей, образованию новых соединений между клетками мозга, удлинению дендритов, а также – обволакиванию нейронных путей миелином. Последний может увеличить скорость движения мысли в три тысячи раз. Но мозгу, как и мышцам тела, нужно восстанавливаться. Невролог Дэниел Уилсон говорит: “Витамины группы В помогают мозгу быстрее восстановиться после нагрузки. Молоко, хлеб, яйца, печень – все это помогает голове заработать с прежней силой”.
            (2) Мозгу нужна вода, как двигателю масло. В противном случае он скрипит и ломается. Психиатр Мурали Дораисвами рассчитал дневную норму потребления воды для людей, занимающихся интеллектуальной деятельностью: глоток воды каждые 15 минут, чтобы избежать усталости, и зеленый чай во второй половине дня, чтобы не клевать носом, но потом хорошо спать ночью.
      (3) Для мозга, помимо омега-3 жирных кислот, очень полезны фосфолипиды. Они содержатся в яичном желтке, молоке и, образно говоря, смазывают нейронные пути (по которым нервный импульс идет от одного нейрона к другому) едва ли не лучше тех самых жирных кислот. Как следствие, мы быстрее соображаем. Поэтому через день-два полезно на завтрак съедать, например, яйцо.
            (4) Йога. Для мозга полезно следующее упражнение из йоги: сесть и упереться босыми стопами одна в другую, чуть наклонившись вперед. Сидеть так 15 секунд. Необходимо повторить данное упражнение 10 раз.
           (5) Для хорошей работы мозга человеку нужна ежедневная силовая нагрузка в течение 40 минут и интенсивная 20-минуткая кардиосессия. Пересев на велосипед в конце 2010 года и проезжая в день по 12 километров (из дома на работу и с работы домой), я наполнился жизненной энергией, и мой мозг стал чувствовать себя просто великолепно.
        Кстати, ученые говорят, что регулярные аэробные тренировки в течение года увеличивают размер гиппокампа (отдел мозга, отвечающий за переход кратковременной памяти в долговременную) на 2%, то есть он становится производительнее. Минимальное требование: бодрая 30-минутная прогулка раз в день.
            (6) Исследователи из Ноттингемского университета (Великобритания) нашли вещество, способствующее тому, чтобы хранилище информации в мозге становилось больше и лучше. Это эпикатехин – флавоноид и антиоксидант, наибольшие запасы которого можно найти в голубике, винограде и темном шоколаде. Советуют съедать что-нибудь из этого хотя бы раз в день.
            (7) У человека после 40 лет мозг в буквальном смысле начинает усыхать, что, конечно же, не лучшим образом отражается на его работе. Австралийские ученые выяснили, что у людей с повышенным содержанием сахара в крови этот процесс протекает на 10% быстрее. А потому очень полезной для мозга будет минимизация потребления десертов, как и всего, что содержит много сахара.
          (8) В какао имеются полезные для мозга флавонолы. А потому хорошо пить его по утрам, хотя бы иногда.
         (9) В лабораториях Университета Бостона выяснили, что болезни зубов напрямую связаны со снижением когнитивных[10] способностей. А потому важно не только чистить зубы зубной щеткой с пастой, но и очень важно ежедневно пользоваться зубной нитью.
        (10) Специя куркума[11], как говорят специалисты из Университета Линчепинга (Швеция), помогает предотвратить атеросклероз[12] сосудов головного мозга.





           Мой богословский перевод смыслов Священного Корана можно найти в любом крупном книжном или Интернет-магазине, например, в ozon.ru или labirint.ru 


[1] Слово, употребленное в аяте, переводится как “ум, разум; душа, сердце”.
Кстати, о разуме у Робина Шармы в книге “Мега-жизнь” есть хорошие слова: “Научившись правильно мыслить, вы научитесь владеть разумом. Научившись владеть разумом, вы овладеете своей жизнью, а когда овладеете жизнью, вы овладеете судьбой”. Для лучшего понимания этих слов приведу высказывание пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует): “Мольба (молитва, мысленная или словесная обращенность к Богу) в состоянии предотвратить (отразить, удалить с жизненного пути) то, что уже вот-вот должно произойти (определено Свыше и вроде как неизбежно)”. Хадисы от Саубана, Ибн ‘Умара и Абу Хурайры; св. х. аль-Хакима и др. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 259, хадисы № 4262, “сахих”, 4264, “сахих” и 4265, “хасан”.

[2] “О люди! Мы [говорит Господь, указывая на Свое могущество и величие, но никоим образом не на множественность] сотворили вас племенами и народами [нет ничего удивительного в том, что вы разных национальностей, культур. В этом — Божественный замысел. И ваша “разность и непохожесть” для того], чтобы вы познавали друг друга [изучали иностранные языки, незнакомые вам культуры, знакомились с неизвестными доселе вам людьми]. Воистину, самыми великодушными и благородными среди вас [людей] являются те, кто наиболее набожен [пред Всевышним, Господом миров, а не те, кто гордится своей принадлежностью к какой-либо нации, полагая, что за счет этого у него лучшее положение пред Богом]. Воистину, Он Всезнающ и в полной мере осведомлен обо всем и вся” (Св. Коран, 49:13).

[3] Ученые из центра исследований мозга Калифорнийского университета установили, что у людей с высшим образованием, которые всю жизнь занимались умственным трудом, гораздо более длинные дендриты — ветвистые отростки нервных клеток, которые принимают информацию и занимаются ее обработкой. “Растить” дендриты можно, взявшись за что-нибудь необычное и новое. Например, выучить иностранный язык, познакомиться с культурой других народов. Изучение других языков и культур очень даже полезно для большего раскрытия интеллектуального потенциала человеческого мозга. Кстати, используем мы его лишь на 5–10 %, то есть крайне ограничены своим личным бытием и редко когда у нас возникает желание убрать шоры с глаз.
Шоры — то, что мешает кому-либо правильно понимать и оценивать окружающее; ограниченность. См.: Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 2000. С. 1503.

[4] Великий мусульманский ученый аль-Хасан аль-Басри, комментируя данный аят, сказал: “Клянусь Богом! Размышление над знамениями Корана заключается не в заучивании строк (бездумном зазубривании коранического текста), причем когда человек преступает рамки дозволенного (морали, которой учит Священное Писание). Порой доходит до того, что он заявляет: “Я прочитал весь Коран!”, но Коран (смыслы коранического текста) не прослеживаются в его поведении или качествах характера (никак не изменяют его характер в лучшую сторону, не облагораживают) и не заметны в его делах (в повседневной жизни, в правильности его поступков и рабочей целеустремленности)”. См.: Ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 3. С. 202.

[5] Кстати, сохранять активность головного мозга до глубокой старости и противодействовать развитию старческого слабоумия, оказывается, возможно. Владение разумом посредством вдумчивого чтения, а также глубокого и подробного анализа теории с переведением ее в практику — хороший в этом помощник. Наука наконец-таки доказала это, постепенно раскрывая тайны головного мозга. Читайте об этом, например, в книге Б. Страук “Тайны мозга взрослого человека”.

[6] Подробное пояснение смысла данного аята вы можете прослушать в моем воскресном ваазе за 24.04.2011 (“Триллионер слушает”).

[7] Внимательно слушать, слышать, извлекать полезное из речи или чтения — не столь легко, как это порой кажется. Для приобретения умения слушать и слышать рекомендую прочесть книгу М. Гоулстона “Я слышу вас насквозь”.

[8] “Мудрость — это то, в поиске чего верующий человек находится постоянно, и где бы он ее ни нашел, — берет”. Подробнее см., например: Аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмийя, 2001. С. 323, хадис № 1157; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 4. С. 571.

[9] См., например: “Мы записали ему в свитках, в скрижалях [в Торе] в качестве назидания все [необходимое], дали всему [нужному] разъяснение. Ухватись [Моисей] за это [как за лучшее руководство к жизни] и не отпускай [крепко держи]. Призывай народ свой следовать лучшему. И Мы покажем вам обитель грешников [вы увидите, чем закончилась их эпоха, будете лицезреть конец империи фараонов]” (Св. Коран, 7:145).

[10] Когнитивные (психические) возможности являются высшими функциями мозга, которые обеспечивают человеку возможность быть человеком. К ним относятся мышление, пространственная ориентация, понимание, вычисление, обучение, речь, способность рассуждать.

[11] “Куркума – это растение, из высушенного корня которого готовят вкусную и полезную пряную специю. В диком виде она встречается в Индии, а выращивают ее в таких странах, как Камбоджа, Индонезия, Шри-Ланка, Китай, Япония, а также на островах Гаити и Мадагаскара.
В куркуме содержатся фосфор, железо, йод и кальций, из витаминов – С, В К В2, ВЗ. Также куркума обладает свойствами антибиотиков. А мы знаем, что природные антибиотики, в отличие от синтетических, не приносят вреда организму. В куркуме также есть эфирное масло, содержащее некоторые терпены, а также фитопитательные вещества, выполняющие функцию антиоксидантов – “омолаживателей” организма и защитников от различных опухолей”.

[12] “Атеросклероз сосудов головного мозга является довольно распространенным недугом, в результате которого происходит постепенное уплотнение стенок внутренней оболочки сосудов холестериновыми бляшками, приводящее к сужению просвета. Как следствие, происходят следующие нарушения: ухудшается питание клеток; нарушается циркуляция крови; создается дефицит поступления кислорода в отделы головного мозга”. См.: http://www.neuroplus.ru.

Комментариев нет:

Отправить комментарий